Создание Российской Ассоциации Аптечных Сетей – еще один шаг к консолидации

Создание Российской Ассоциации Аптечных Сетей – еще один шаг к консолидации

Российский холдинг "Металлоинвест" тоже планирует направить порядка $15 млн. прямых инвестиций на развитие сети аптек "Доктор Столетов". Очевидно, учитывает этот интерес и "Сеть аптек 36,6", планирующая в скором времени выпуск облигаций на сумму 600 млн. рублей.

Кроме того, крупные дистрибьюторские компании уже давно имеют собственные или аффилированные аптечные сети. В том числе и дистрибьюторская компания МПЦ «Теремок» владеет небольшой региональной сетью аптек.

Перечисленные факты свидетельствуют о повышении деловой активности в розничном секторе и грядущих переменах в нем.

Создание Российской Ассоциации Аптечных Сетей (РААС) на этом фоне выглядит естественным шагом к консолидации лоббистских усилий ретейлеров. Помимо заявленной борьбы с фальсифицированной продукцией, что, безусловно, в интересах всех добросовестных участников рынка, у аптечных сетей есть еще несколько направлений для приложения сил.

Прежде всего, это отдельные аптеки, доля которых на рынке, по данным «Фармэксперта» составляет 59 %. Их гибкая и независимая ценовая политика создает определенные трудности для аптечных сетей, где цены, как правило, выше. Поэтому конкуренция в этом секторе будет обостряться, ведь речь идет о контроле аптечных продаж в 1 млрд. 850 млн. долларов, и это только за первую половину 2003 года. Скорее всего, усилия РААС будут направлены на формирование условий для поглощения сетями отдельных аптечных учреждений. Примечательно, что здесь интересы сетей совпадают с общей политикой Министерства здравоохранения РФ, направленной на консолидацию фармацевтического рынка и сокращение числа его участников. Например, по мнению экспертов, от 70 до 90% действующих аптечных учреждений в разных регионах России не соответствуют требованиям недавно введенного Министерством здравоохранения Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», в том числе, по минимальным площадям и перечню помещений функционального назначения, а, следовательно, подлежат закрытию.

Еще одной глобальной проблемой для аптечного бизнеса является относительно низкая покупательная способность населения, ограничивающая его доходность. Потребление лекарственных средств на душу населения в России продолжает отставать от восточно-европейского, и составляет $20-25 в год (в Москве – около $35), против $80-120 в Восточной Европе, не говоря уже о Западной Европе и США. Логично предположить, что в недалекой перспективе усилия созданного РААС, а также других общественных организаций фармрынка, будут направлены на создание предпосылок для формирования в России страховой системы лекарственного обеспечения аналогичной европейской, когда стоимость лекарств для покупателей в аптеке значительно ниже их реальной стоимости, а разница компенсируется страховыми компаниями.

Если этот прогноз осуществиться и емкость российского фармацевтического рынка начнет приближаться к среднеевропейской, то, возможно, перед РААС появится новая задача – защита рынка от проникновения крупных иностранных аптечных сетей.

***

Компания ООО МПЦ «Теремок» - крупный межрегиональный дистрибьютор фармацевтической продукции на российском рынке. Объем продаж компании за 2002 год составил $47 млн. Количество лекарств в ассортименте - около 300 наименований, пользующихся наибольшим спросом на рынке. Лекарства поставляются в 47 регионов России

Контакты:

PR агентство «Креатив-Студия «Прессто»

Кирилл Иванов,

Менеджер проектов

[email protected]

Ирина Гущина

Менеджер проектов,

[email protected]

т. 264-86-72, 264-72-22

ф. 264-03-13

Источник:

Темы: #аптечных #сетей #рынка #россии #раас #аптек #рынке #создание

2011-6-17 18:33