Аспирин как потенциальное противоопухолевое средство...

Антиканцерогенные свойства аспирина и других нестероидных противовоспалительных препаратов были обнаружены и доказаны в результате недавно проведенной серии исследований по всему миру.

Ученые, не участвовавшие в эксперименте, предостерегают о том, что изучение антиканцерогенного эффекта аспирина находится на одной из своих ранних стадий, и многие потенциальные противоопухолевые аспекты действия препарата, нуждаются в многопрофильном, тщательном и масштабном исследовании. В первую очередь необходимо внести ясность с дозировками и побочными эффектами применения препарата.

Специалисты – биохимики из Emory University рецензировавшие предварительные исследования заявляют, что: “в настоящее время нет никакого смысла увеличивать дозу потребляемого вами аспирина, только лишь на основании результатов проведенных исследований”.

Голландские ученые сфокусировали свое внимание на цилиндроматозе, генетической аномалии приводящей к росту доброкачественных опухолей из клеток потовых желез в волосяных фолликулах. При недостаточной функции гена CYLD в норме подавляющего рост опухолей, нарушаются процессы апоптоза и старые и поврежденные клетки недополучают сигналов программируемой гибели. Вместо этого, клетки бурно растут и претерпевают накапливающиеся, проканцерогеные изменения.

Для того чтобы оценить эффект аспирина именно на этот опухолевый процесс, учеными создана культура человеческих клеток с ингибированным геном CYLD, что привело к воссозданию картины заболевания in vitro. Затем в культуру клеток добавляли массу различных нестероидных противовоспалительных препаратов, включая натрия салицилат, одну из разновидностей аспирина.

По данным этого исследования, добавленные соединения стимулировали те же каскады биохимических процессов, что и протеины, кодируемые геном CYLD в нормальных условиях. В результате применения нестероидных противовоспалительных агентов сохранялась программируемая смерть нормальных клеток и подавление роста опухолевых клеток.

Авторами выдвинутой идеи и руководителями исследования сделано следующее заявление: “обнаружив связь между программируемой смертью клетки и этим геном, для нас, внезапно, стала очевидной и причина возникновения заболевания”.

Более детальную информацию по результатам этого исследования и описанию функций гена CYLD можно найти в голландском разделе издания журнала Nature.
В настоящее время пока не известно, связано ли подавление функции гена CYLD с развитием других видов опухолей. Если такая связь существует, то аспирин может быть достаточно эффективным в лечении этих форм рака.

Однако, группа работавших над этой проблемой специалистов предупреждает о том, что до настоящего времени еще нет доказательств того что с помощью аспирина можно вылечить цилиндроматоз. В скором будущем, голландские ученые планируют испытать мазь, содержащую аспирин применительно к опухолям волосистой части головы.

Результаты ранее проведенных исследований свидетельствовали о том, что аспирин может предотвращать развитие опухолей толстой кишки, уменьшая количество полипов склонных к озлокачествлению. Также, очевидная связь обнаружена между аспирином и снижением частоты возникновения рака поджелудочной железы.

Группа биологов из Boston University считают, что для окончательного утверждения аспирина в качестве противоопухолевого препарата, необходимы значительные, многоцентровые, контролируемые исследования. Это связано с тем, что, скорее всего, механизм действия препаратов будет отличаться, от того аспирина, который принимают алиментарно от головной боли.

Также совершенно очевидно, что доза аспирина в мазях, применяемых наружно для лечения цилиндроматоза, в любом случае будет намного больше привычной дозы препарата принимаемой во внутрь.

The Associated Press, August, 2003