Болезнь движения. Часть 1.

Болезнь движения. Часть 1.

Этот самый общий термин включает такие понятия, как кинетоз, укачивание, автомобильная, морская, воздушная, железнодорожная болезнь.

Расстройства, напоминающие укачивание, могут отмечаться у некоторых лиц при качании на качелях, на различных развлекательных аттракционах, каруселях, при вальсировании, даже при подъеме и спуске в лифте.

Болезнь движения представляет собой состояние, характеризующееся общим недомоганием, ощущением дискомфорта в области желудка, потерей аппетита, бледным и холодным потом, головокружением, тошнотой, иногда рвотой. При тяжелых формах укачивания человек испытывает жестокие страдания и становится совершенно беспомощным.

По определению английского исследователя Бенсона (Benson,1984), много лет изучавшего эту проблему, болезнь движения (БД) “является нормальной реакцией здорового человека, не имеющего каких-либо органических или функциональных нарушений, на воздействие непривычного вида движений определенной интенсивности и длительности”. При этом термин “болезнь” не несет патологического смысла, а используется лишь для характеристики развивающегося при БД синдрома вестибуловегетативных и вестибулосенсорных нарушений, вызванных различными видами реального или кажущегося движения.

Несмотря на многообразие форм БД, основные характеристики факторов, являющихся причиной этих расстройств, и их клинические проявления являются практически одинаковыми, что позволяет использовать универсальный термин “болезнь движения” при всех видах укачивания.

Ведущим симптомом БД является тошнота, а основными признаками — бледность, потоотделение и рвота (иногда многократная). Последний симптом относят к патогномоничному признаку БД. В начале заболевания тошнота может сопровождаться температурным дискомфортом (чувством жара), усиленным слюноотделением, частой зевотой.

К возможным симптомам БД можно отнести тяжесть в голове и головную боль, чаще в области лба, иногда сопровождающуюся головокружением, ощущением “пьянящей легкости” в голове или нарушениями ориентации в пространстве.

У некоторых лиц с тяжелыми проявлениями БД нередко развивается апатия и депрессия.

К числу других важных симптомов БД следует отнести сонливость, которая может продолжаться несколько часов. Иногда желание поспать может явиться единственным манифестирующим симптомом БД.

Развитие симптомов и признаков БД зависит от интенсивности провоцирующего раздражителя и индивидуальной предрасположенности к ней человека. У одних людей до появления рвоты могут наблюдаться лишь незначительные признаки заболевания (продромальная стадия). У других отмечается длительное и тяжелое недомогание, но без рвоты.

Стимуляция движением вызывает в первую очередь ощущение дискомфорта в области желудка, постепенно переходящее в тошноту. При продолжении стимуляции тошнота может усиливаться, появляются другие признаки вегетативных нарушений (бледность и потливость, особенно в области лба, ладоней; иногда отмечается профузный пот). Нередко эти расстройства идут параллельно. У пострадавшего отмечается полное отсутствует аппетита.

Как правило, описанные симптомы БД развиваются сравнительно медленно. Однако при продолжающейся стимуляции обычно происходит их лавинообразное нарастание, завершающееся рвотой. После этого может наступить кратковременное улучшение состояния, которое, однако, сохраняется недолго. Волнообразное ослабление или, наоборот, нарастание симптомов БД может продолжаться довольно длительное время. Например, во время морского путешествия этот период может составлять несколько дней.

Повторные приступы рвоты при БД (особенно у детей) могут создавать большие проблемы для здоровья в связи с дегидратацией организма и нарушением баланса электролитов.

Чаще и сильнее страдают от БД люди при некоторых заболеваниях сердечно-сосудистой системы (особенно лица, склонные к гипотонии) и желудочно-кишечного тракта, при остеохондрозе (дорсопатии) шейного отдела позвоночника, при ожирении и других обменных нарушениях.

Оценивая зависимость устойчивости к БД от возраста, следует отметить, что дети до 2 лет страдают ею редко; затем устойчивость прогрессивно снижается примерно до возраста 12 лет. Общеизвестен факт большого процента укачивания в автомобиле у детей именно этой возрастной группы. В дальнейшем устойчивость медленно возрастает, хотя случаи БД у пожилых людей нередки, особенно при морских путешествиях. Женщины обладают меньшей устойчивостью к БД, чем мужчины того же возраста (Reason,1967). Возможно, подобные различия в частоте БД у детей и женщин связаны с гормональными факторами, т.к. отмечено, что устойчивость женщин к БД особенно резко снижается во время менструации и в период беременности (Schwab,1954).

БД связана напрямую с работой вестибулярного аппарата, являющегося специфическим сенсорным органом для восприятия угловых и линейных ускорений, возникающих при движении. Свидетельством связи вестибулярного аппарата с БД является тот факт, что люди, у которых лабиринт от рождения не развит, вообще не страдают от БД. Однако, признавая важную роль вестибулярной стимуляции в развитии БД, тем не менее нельзя исключать значительного влияния и других сенсорных органов, с которыми эта система тесно взаимодействует (зрительная система и др.). У некоторых людей БД может возникать лишь при одном зрительном раздражении, например при просмотре широкоэкранного панорамного фильма (синерама), при отсутствии движения (т.е. вестибулярной стимуляции). Другим примером роли зрительного “входа”, модифицирующего устойчивость к БД, может служить пассажир морского судна, который смотрит вниз на бушующие волны и таким образом получает несогласованную с вестибулярной зрительную информацию. В этом случае он скорее заболеет морской болезнью, чем тот, который фиксирует свой взор на горизонте, т.е. получает стационарный зрительный ориентир, относительно которого он сможет правильно воспринимать свое движение (Benson,1984).

Понять механизм БД до конца пока не удалось, но ближе всего к этому подошла теория сенсорного конфликта (“сенсорной перестройки”), трактующая это состояние не как одно вестибулярное раздражение, а как ответную реакцию организма на противоречивые сигналы о движении. Согласно этой теории, основным этиологическим фактором БД является противоречивая сенсорная информация, прежде всего от органов зрения, вестибулярного аппарата и других рецепторов при их стимуляции, поступающая в головной мозг и “не совпадающая” с теми сигналами, которые центральная нервная система (ЦНС) ожидает получить.

БД представляет практическую важность при использовании различных видов транспортных средств, т.к. она может не только вызывать дискомфортные ощущения, но и приводить к полной потере профессиональной работоспособности.

Морское путешествие вызывает максимальную частоту случаев морской болезни, в связи с более длительными и более выраженными воздействиями, провоцирующими движение, чем на других видах транспорта.

Морской болезнью, описанной еще Гиппократом, страдает большинство людей, впервые попавших в шторм на море. Плавание на надувных средствах дает максимальную стимуляцию, т.к. практически все люди в этой ситуации, за исключением лишь очень устойчивых, болеют морской болезнью в бушующем море. Но даже сравнительно спокойное море вызывает у некоторых лиц БД.

Различия в устойчивости к морской болезни зависят от размера судна, состояния моря и предыдущего опыта плавания. Когда воздействие провоцирующего движения продолжается длительное время (например, на борту корабля во время шторма), у большинства людей наблюдается постепенное уменьшение степени проявлений морской болезни по мере адаптации к движению. Динамика этой адаптации, также как и другие характеристики БД, обнаруживает большие индивидуальные различия, однако у значительного числа людей заметная адаптация происходит на вторые-третьи сутки плавания, а к четвертым суткам все симптомы БД обычно полностью проходят.

У профессиональных моряков морская болезнь бывает относительно редко. Это объясняется строгим профотбором и тренировкой вестибулярного аппарата во время обучения и последующей работы. Но известны случаи, когда человек так и не может приспособиться к качке на корабле даже за длительную морскую службу. Например, известный английский флотоводец адмирал Нельсон всю жизнь провел на море и, тем не менее, всякий раз при шторме жестоко страдал от морской болезни.

Источник: medinfa.ru

Темы: #движения #морской #болезнь #других #время #некоторых #особенно #стимуляции

2011-7-8 23:29